Учимся играть в шахматы

Обучение дошкольников принципам шахматной игры в  дошкольном  учреждении  проходит через использование дидактических сказок, игровых заданий и ситуаций, игровой практики. 
02.04.2020 года  в подготовительной группе №7 прошел мастер - класс по игре в шахматы и шашки. Педагоги Гаврилова И.А. и Агеенко Н.А провели сеанс одновременной игры на 4 полях. Ребята наши молодцы. Три выигрыша из четырех! 
Так же юные гроссмейстеры показали свои знания в викторине «Загадки шахматной доски». 
Игру в шахматы мы рассматриваем как важный элемент подготовки наших воспитанников к школе. Ведь дети, которые умеют играть в шахматы, легче и быстрее усваивают школьные дисциплины, активно взаимодействуют друг с другом, более уверены в своих силах, способностях и возможностях.

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР

 

«Шахматная азбука»

Снежик Н.Н., воспитатель

 

     История игры в шахматы насчитывается не одно тысячелетие. Из века в век любители и профессионалы оттачивали свой ум, занимаясь любимым делом. Чем раньше ребенок начнет играть в шахматы, тем быстрее будет развиваться его память, логическое и абстрактное мышление. Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.

Цель методического пособия: знакомство с шахматами,  развитие интереса к шахматной игре.

Задачи:

• познакомить детей с историей шахмат и с правилами игры;

• ускорить интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);

• выработать у детей навык постоянного принятия решения;

• выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматам в рамках дополнительного образования;

• привить интерес и любовь детей к игре.

                        «Настоящая шахматная доска»                                                                      Цель: познакомить с шахматной доской. Познакомить с понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий:

                 «Найди неправильную доску»       

 «Раскрась все фигуры, похожие по форме на шахматную доску»,                 

«Раскрась правильно шахматную доску» 

 «Знакомство с шахматными фигурами»

Цель: закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. 

«Шахматные загадки»: 

                                                                                            Чтобы в шахматы играть

 1Стою на самом краю,                                             Надо все законы знать:                     

Путь открою – подойду.                                           Как поставить нам доску

Только прямо хожу,                                                  По каким ходить полям,

Как зовут, не скажу                                                   Где ладья стоит, где слон,

Ответ: Ладья                                                            Где король воссел на трон,    

                                                                                                  Конь с ферзем дополнят ряд,

2. Не живет в зверинце,                                                Пешек их прикрыл отряд

Не берет гостинцы,                                                   Вот и армия в строю

По косой он ходит,                                                    Не уронит честь свою.

Хоботом не водит.

Ответ: СЛОН

3.Передвигаются не косо и не прямо,

А буквой «Г» — так шахматисты говорят.

Ответ: Конь

 

4.Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

Ответ: Король

5.Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут.

Ответ: Король

 

                               «Шахматная игротека»  

Цель: продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. 

                      Кроссворд «Шахматные фигуры»

 

«Повторим скороговорку (все вместе и по очереди)»

Наш шахматист вашего шахматиста шахматами перешахматит, перевышахматит.

"Прочитай по первым буквам название шахматной фигуры"

 слон

   «Найди тень»

"Вычеркни повторяющиеся буквы, прочитай слово"

 

 «Правила игры в шахматы»

 

Цель: познакомить с правилами игры. 

Как расставлять шахматы. Правильную шахматную расстановку запомнить совсем не сложно. Практически все фигуры ставятся симметрично. Второй ряд занимают пешки. По краям ставим туру. Возле туры (ладья), лошадь (конь). Возле коня, офицера (слон). Осталось поставить королеву (ферзь) и короля. Чтобы легко и навсегда запомнить, как их ставить, достаточно запомнить правило: «Королева любит свой цвет». 

Кто в шахматах ходит первый. Во всем мире принято, что белые шахматы начинают партию всегда первые. Поэтому, если вы решили следовать традиционным правилам игры, возьмите по пешке в каждую ладонь, спрячьте за спиной и предложите оппоненту выбрать. Белые начинают, затем ходят черные, и так далее …  Два раза подряд никто не ходит ни в одном случае.

Как ходят и бьют пешки. Пешка, это одна фигура, которая бьет, не так как ходит. А именно: первый свой ход, из исходной позиции, каждая из 8-ми пешек может совершить на одну или две клетки вперед. Следующие хода пешка совершает лишь на одну клетку вперед, даже, если первый ход был также, на одну клетку. А вот бьют пешки наискосок (по диагонали) вперед, в оба направления. А еще, пешка, единственная фигура, которая не может ходить назад. После того, как фигура противника была побита, она убирается с доски, а фигура, которая ее побила, ставится на ее место. 

Как ходит и бьет ладья (тура). Ладья бьет и ходит на любое количество клеток по вертикали и горизонтали.

Как ходит и бьет конь (лошадь). Конь ходит и бьет буквой «Г». Буква «Г» состоит из 3-х клеток в высоту, и 2-х в ширину. Направление и положение буквы, по направлению которой бьет и ходит конь, не важно. Конь, единственная фигура в шахматах, которая может ходить или бить, перескакивая через другие фигуры.

Как ходит и бьет королева (ферзь).  Королева — это самая сильная фигура на шахматном поле. Она ходит на любое расстояние и по любой траектории (по горизонтали и вертикали, и по диагонали). Исключением становится лишь траектория лошади. Буквой «Г» королева ходить и бить не может.

Как бьет и ходит король.  Запомнить, как ходит или бьет король, проще всего. Главное запомнить, что ходить или бить он может лишь на одну клетку.

• Рокировка (длинная и короткая)

Рокировкой в шахматах называют ход, за который можно переместить две фигуры одновременно (туру и короля). Рокировка короля может быть выполнена с левой или правой турой. И выполнена она может быть лишь в том случае, если тура или король, с помощью которых она выполняется, с начала партии, не совершили ни одного хода. А также, на пути их перемещений нет других фигур.

Обратите внимание, что при длинной рокировке, тура ходит на 3 клетки, а при короткой — на 2. То есть, местоположение фигур, после каждой из рокировок, будет разным.

Победа в шахматах

Победой в шахматах называют «Мат». Мат — это когда на короля напала какая-либо фигура противника, а закрыться или уйти некуда. А вот когда, королю угрожает какая-либо фигура противника, но игрок может прикрыться или уйти с поля боя, то это называется «Шах».

Ничья в шахматах

Ничья в шахматах наступает в двух случаях. В первом, когда у соперника просто не хватает фигур, чтобы поставить мат (то есть загнать короля в угол, напасть на него, без возможности уйти из-под боя или закрыться другой фигурой). Во втором же, ничья может наступить тогда, когда ход одного из игроков, из фигур, которые могут передвигаться — только король, а походить ему некуда (везде поля под боем фигурами противника). Такая ситуация называется «пат». В правилах игры в шахматы, пат считается ничьей, но среди шахматистов, поставить противнику пат, вместо мата, считается позорной концовкой игры.

 «Шахматный турнир»   Цель: создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.

• Викторина «ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ»

• Если фраза правильная, ставь плюс или «да»

• Итак:

• 1.Шахматная доска состоит из 64 клеток (полей).

• 2.В шахматы играют обычно вдвоем

• 3.В шахматы грают только вдвоем.

• 4.Шахматные фигуры – кот, собака, обезьяна. Попугай.

• 5.У каждого игрока в начале игры   есть два коня.

• 6. У каждого игрока в начале игры   -6 коней.

• 7.Шахматные дорожки — это горизонтали, вертикали и диагонали.

• 8.На шахматной доске восемь диагоналей.

• 9. На шахматной доске восемь вертикалей и восемь горизонталей.

• 10.Все поля в диагонали одного цвета.

• 11.В начальном положении по углам стоят кони.

• 12. В начальном положении белых по углам стоят ладьи. 

• 13. В начальном положении рядом с ферзем стоят слон и конь.

• 14. В начальном положении рядом с королем стоят ладья и конь.

     Методическое пособие  «Шахматная азбука»

-  Поможет ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить.

- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает книгу и с радостью повторяет правила игры в шахматы. 

- Создание книги является одним из видов совместной деятельности

взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

• Результаты использования методического пособия

• Быстрое запоминание правил игры в шахматы.

• Проявление повышенного интереса к игре.

• Проявление самостоятельности при работе с книгой.

• Проявление интереса со стороны родителей.     

• Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет

 

Список использованной литературы:

 

• Гришин  В.Г. «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

• Костров В.В.. В.Е. Якиревич «Шахматная тетрадь для детей и родителей» - Издательский дом «Литера»,2015

• Трофимова 3.А. «Шахматный учебник – сказка» -Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

                                                               Бутенко Ольга Александровна, воспитатель ДОУ № 4 «Журавленок»

город Шахтерск

 

Формирование мышления дошкольников через обучение основам шахматной игры

      Сегодня, в эпоху информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать ее и делать логические выводы. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский отмечал: "... как мышцы развиваются и укрепляются в процессе преодоления трудностей, так и для формирования и развития мозга необходимы труд и напряжение".

     Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.  Одним из средств, способствующих развитию интеллектуальных способностей, является игра в шахматы. Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Исследования ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей.

    В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.

     Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

     Прежде чем приступить к обучению детей игре в шахматы,  провела родительское собрание на тему "Значение игры в шахматы для развития детей ", анкетирование родителей. Определив соответствие моих  намерений запросам родителей, обработала немало тематической литературы и составила программу деятельности.

      Основная форма занятия - игровые ситуации.  Существует много разных приемов, с помощью которых можно добиться успешного усвоения детьми правил шахматной игры. Я стараюсь проводить интересные и увлекательные занятия, для чего использую сказки, стихи, загадки, эстафеты, викторины, упражнения с шахматами. Методики и приемы варьируются, но основой остается игра.

      Свою работу направила на решение следующих задач: образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с шахматной доской, шахматными фигурами и правилами игры: учить рассуждать, запоминать, сравнивать, обобщать, строить логические цепочки, предвидеть результаты своей деятельности;

- формировать умение ориентироваться на плоскости.

Развивающие задачи:

- развивать познавательные психические процессы - внимание, воображение, память, мышление;

- совершенствовать объяснительную речь;

- формировать произвольность психических процессов;

- развивать волевую сферу личности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Коррекционные задачи:

- уравновешивать поведение гиперактивных детей.

    В работе применяю технологии развивающего и проблемного обучения, технологии личностно – ориентированного обучения, технологию педагогики сотрудничества, различные формы игровых технологий, а также здоровьесберегающие технологии. Подготовку занятий начинаю с разработки занятия, описываю тему, педагогические цели, планируемые результаты, интеграцию образовательных областей, виды деятельности, средства реализации.

    На первом занятии ознакомила детей с историей шахмат, правилами игры. Провела беседу с родителями на тему: "Программа домашнего обучения игре в шахматы". Затем ознакомила с шахматной доской, шахматными фигурами; учила запоминать, строить логические цепочки; формировала умение ориентироваться на шахматной доске. Перед игрой систематически провожу беседу о правилах поведения во время игры.

    Цель моей деятельности -  не столько обучить всех детей хорошо играть в шахматы, сколько привить интерес к ним, познакомить с азами древней игры.

    Поскольку основной вид деятельности дошкольника – игра, то проведение занятий в игровой форме позволяет мне вовлечь каждого ребенка в образовательный процесс, где я выступаю в роли партнера, помощника, но никак не наставника.

      Познакомив ребят с историей развития игры в шахматы, предложила им отправиться в путешествие по Шахматной стране со сказочными героями.

Дети познакомились с шахматной доской, узнали, что есть белые и черные поля, линии: горизонталь, вертикаль и диагональ, узнали секреты шахматных фигур: туры, слона, который совсем не похож на слона, побывали в гостях у ферзя, встретили коней черных и белых, посетили детский сад «чудесная пешка», а еще узнали, как ходит король. Особое внимание уделила ознакомлению с этикой шахматной игры.

     Шахматные задачи   включаю в разные виды занятий, так на математике дети считают  шахматные фигуры, придумывают задачи о них, рисуют шахматные доски на листе бумаги в клетку. На занятиях по обучению грамоте ребята видят, какие слова могут получиться, если в названиях шахматных фигур изменится одна буква. Например, печка (пешка), бадья (ладья), корь (конь).  Находят шахматные фигуры, в названии которых четыре, пять, шесть букв (слон, конь; пешка, ладья, ферзь; король). На занятиях по развитию речи придумываем загадки, сказки о шахматах, на занятиях по изодеятельности с удовольствием рисуем и лепим шахматные доски и шахматные фигуры. На физкультурных занятиях ребятам нравятся игры «Найди шахматную фигуру и промолчи». «Раз, два, три - к шахматной фигуре, беги», «Чья команда быстрее соберется» и другие.

     Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время тысячи радостей. В этом я убедилась из собственного опыта работы с детьми. Дети получают огромное удовольствие от процесса игры, занятия шахматами стали одной из самых любимых интеллектуальных игр моих  воспитанников.

    Считаю, что детский сад, а конкретно группа, должны предоставлять детям возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Для успешного решения этой задачи в группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы.

    Стремлюсь активизировать познавательную деятельность ребят; повышаю интерес к обучению на каждом этапе образовательной деятельности через индивидуальную и групповую работу, дифференцированный подход,  игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.

   Мониторинг показал, что дети, обучающиеся игре в шахматы, более  внимательны и сосредоточены, у  них более развито  логическое мышление; желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать,  относиться к себе самокритично,  анализировать свою деятельность; игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

      Воспитанники моей группы принимают участие в шахматных турнирах, проводимых в детском саду. В дальнейшем, надеюсь, они проявят себя и в более значимых турнирах.

    

    Вся моя педагогическая деятельность строится на тесном контакте с родителями через  конструктивное взаимодействие и сотрудничество. Моя задача - заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её.

    Понимаю, что эффективность моей работы зависит и от того, насколько я забочусь о личностно-пофессиоиальном росте. Всегда готова воспринимать новое. Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю новые инновационные технологии, следуя принципу: «Помоги, но не навреди». Не останавливаюсь на достигнутом, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах. В настоящее время работаю над созданием методического пособия для педагогов и родителей «В стране шахматных чудес», в котором представлю опыт  организации работы шахматного кружка в детском саду.

 

Литература:

В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.

А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.

И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.

«Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.

 

Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.