ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Планирование образовательной работы в детском саду — это педагогическое моделирование деятельности педагога

План работы педагога позволяет:

— четко сформулировать цель, стратегические и тактические задачи воспитания и образования;

— целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы образовательной работы;

— спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности в целом.

План работы воспитателя может быть перспективным (составляется на длительный период – год, квартал, месяц), календарным (на неделю, каждый день), а также комплексно-тематическим (распределение тематики по неделям).

Педагог может самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.

Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Технология разработки календарных планов

Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер.

Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.

Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.

Учитывать степень усложнения материала.

Соответствие программно-методическому обеспечению.

Включать все виды деятельности.

Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Существуют следующие принципы планирования образовательной работы с детьми:

Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.

Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

Учтены время года и погодные условия.

Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов.

В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Титульный лист

Список детей группы

Расписание сетки занятий на неделю

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Планирование самостоятельной деятельности детей

Планирование гимнастик

План сотрудничества  с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц. Следует указать,  какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

родительские собрания,

консультации (индивидуальные, групповые),

семинары-практикумы,

тематические выставки,

эпизодические беседы с родителями,

клубы по интересам,

совместные праздники,

развлечения и досуги,

анкетирование,

родительские посиделки,

экскурсии,

туристические походы,

участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Перечислим основные «необходимости» каждого дня:

индивидуальный диалог с каждым ребенком;

совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

чтение или рассказывание;

дидактические упражнения, развивающие игры;

творческие игры;

наблюдения (в группе, на воздухе);

психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

труд (различные виды);

художественно-продуктивная деятельность;

музыка;

познавательная пятиминутка.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. Отличительной особенностью  является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает, какая работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

игровую деятельность,

беседы с детьми,

рассматривание предметов и иллюстраций,

короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций.

Количество видов деятельности в утренние часы:

в младшей и средней — 3-4 вида,

в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней. Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные.

Виды наблюдений:

Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

Наблюдения за транспортом.

Наблюдения за живым объектом.

Наблюдения за трудом взрослых.

В течение месяца можно провести четыре наблюдения. При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:

спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);

затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;

трудовая деятельность детей.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.

Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

При подборе подвижных игр необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.

Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.

Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.

Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.

 

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.  Эти упражнения должны проводиться в соответствии со временем года, погодными условиями. Упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.

Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).

Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).

Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).

Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.

Скрепление деталей разнообразными способами.

Мозаики из различных материалов, пазлы.

Игры с водой, с песком.

Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

Игры с веревочкой.

Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:

Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.

Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Планирование второй половины дня

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

уборку групповой комнаты;

ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:

кукольный, настольный, теневой театры;

концерты;

спортивные, музыкальные и литературные досуги;

слушание аудиокассет и многое другое.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим):

Ознакомление с художественной литературой.

Рифмованные правила поведения безопасности.

Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

Экскурсии, целевые прогулки.

Продуктивные виды детской деятельности — изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.

Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).

В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.

В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы). Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы. Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю — месяц.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

Организация работы по театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время. Она может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности, а может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.

Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Отдельные упражнения по этике.

Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Планирование гимнастик

Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,

2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,

3 часть – заключительная.

     Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечнососудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

Рекомендации специалистов

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, — это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных — вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.

Для успешного планирования целесообразен традиционный порядок работы воспитателей в группе: один день с утра, другой — со второй половины дня. Тогда между воспитателями равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, каждый имеет возможность систематически наблюдать детей во всех видах деятельности.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде  перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

С целью оптимизации планирования рекомендуем продолжать использовать картотеку. Оформление должно быть современным и иметь эстетический вид.

Преимущества картотеки:

Идет накопление содержания педагогического процесса, вариантов форм, методов работы с детьми, в том числе и со взрослыми. В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.

Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.

Хранение информации в форме картотеки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом.

Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми, ведь вариантов объединения готовых карточек бессчетное множество.

При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.

Вывод:

Календарное планирование пишется на день или неделю. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность всех видов детской деятельности.

 

 

 

Занятие – основная форма организации обучения в детском саду

Сейчас это понятие заменено другим –организованная образовательная деятельность (ООД).

1. Подготовка воспитателя к ООД (занятию).

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:

  Планирование занятий;

  Подготовка оборудования;

  Подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

- Отобрать (с помощью программы) программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.

-  Составить конспект, который включает в себя:

программное содержание ( обязательно состоит из образовательных, развивающих, воспитательных задач);

  оборудование;

Предварительную (и индивидуальную)  работу с детьми (если необходимо);

Ход занятия и методические приёмы.

Подготовка к занятию:

Накануне занятия нужно  отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, материал (картинки, бумага, худ.литература и т.д.), проверить, хватает ли  дидактического материала и т.д.

      Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

      При планировании экскурсии по детскому саду педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и маршрут.

Подготовка детей  перед занятием

      Создание интереса к предстоящей работе.

      Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели  закончить свои игры и настроиться на занятие.

Организация работы дежурных по подготовке к занятию.

Структура ООД (занятия).

 Три этапа занятия:

Организация детей;

  Основная часть занятия (вводная, основная, заключительная части);

  Окончание занятия. 

Организация детей:

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия:

Вводная часть. Организация детского внимания: чтение стихотворения, наблюдение, словесная дидактическая игра;  создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску её решения. (3 – 5 мин);

Рекомендации к вхождению в тему:

            Для успешного вхождения в тему, для того, чтобы сразу завладеть вниманием детей,  даже не своей группы, необходимо их заинтересовать, приковать все внимание на себя, если можно так выразиться, заворожить детей. Как это можно сделать, какие приемы использовать?

            1.Сюрпризный момент очень выигрышный:

·         какое-то письмо с проблемными заданиями;

·          закадровый голос;

·          в гости какой-то персонаж пришел и предложил…

·         какой-то элемент яркий на доске либо на фланелеграфе, например, из-за кустика выглядывают чьи-то ушки…

            2.Педагог,  перевоплощенный в какого-то героя, имеющий проблему…

           3. Использование Модели 3-х вопросов – инновационный метод

·         что вы знаете о….?

·         откуда вы это знаете?...

·         что бы вы хотели еще узнать?...

 

  Основная часть. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение; дать новые знания для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов Программы; работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Это может быть беседа, рассматривание, составление рассказа, дидактическая игра, работа с поговорками и т.д.  (15 – 20 мин);

Заключительная часть. Предлагается любая практическая работа  на закрепление полученной информации,  знаний, умений  и навыков (повторение и совместные упражнения, чтение рассказа, самостоятельная работа с дидактическим материалом, рисование и т.д.) (3 – 5 мин.).

Окончание занятия:

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

Переключение детей на другой вид деятельности.

 Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнять какие-то действия, это указывается в конспекте.

Например: Занятие «Сказочная птица - лебедь» включало в себя следующие методические приёмы:

● Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам;

● Беседа: поведение людей по отношению к животному миру;

● Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»;

● Прослушивание фрагмента из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»;

● Выполнение творческого задания: покажи, как двигается лебедь под музыку;

● Рассматривание картин А.А. Рылова «В голубом пространстве»,                     М.А. Врубеля «Царевна Лебедь»;

● Рисование летящих лебедей.

В этом занятии объединяются задания по разделам: «ознакомление с миром природы» из образовательной области «Познавательное развитие»;  «развитие речи» и «художественная литература» из образовательной области «речевое развитие»; «музыкальная деятельность», «изобразительная деятельность» из образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.

Какие часто встречаются ошибки при составлении программного содержания:

·                    Во многих конспектах не соответствует программное содержание поставленным целям и задачам, то есть  в программном содержании прописываются определенные  задачи, а  в занятии  их реализация отсутствует или  о решении каких-то задач ничего не говорится, а на занятии  воспитатель их  решает.  Например, в программном содержании  поставлены задачи: познакомить детей с математическими знаками «плюс», «минус» и «равно», а в ходе ООД выявилось, что дети знаки знают, воспитатель их только закрепляет. В программном содержании ничего не говорится о  знаках «больше» и «меньше», а в течение  ООД идет ознакомление с данными математическими знаками.

- Не четко или вообще не  обозначены методы и приемы, посредством которых будут выполняться поставленные цели и задачи. Объем и отбор  методов и приемов должны иметь оптимальное содержание для решения программных задач и должны соответствовать уровню развития и возрастным особенностям детей.  Методы и приемы должны подбираться так,   чтобы они были интересными, разнообразными, плавно вытекали один из другого, и ООД тогда будет иметь единый сюжет, дети не устанут, так как смена интересных видов деятельности и продуманная двигательная активность, изменение статической позы ребенка повысят  их  активность  и сохранят повышенный интерес в течение всего  занятия. Но главное, должна соблюдаться интеграция  образовательных областей.

·                    Конспект следует продумать так,  чтобы  в основном говорили дети.  Надо помнить, что педагог должен говорить 25 – 30 %, а остальное время говорят дети. Наблюдается обычная ошибка, когда очень много готовой информации получают дети от педагога. Необходимо дать возможность детям добывать знания,  делать открытия, радоваться своим открытиям и успехам, делать выводы, а педагог лишь дополняет знания новой информацией.  Необходимо давать возможность детям использовать свой жизненный опыт, то есть реализовать знания, полученные ранее не только на занятиях в детском саду, а и посредством  самостоятельных наблюдений, знаний, полученных в общении с родителями, со сверстниками; через просмотр познавательных фильмов, изучения с помощью взрослых энциклопедий, чтения художественной литературы, рассматривания картин, из своих наблюдений  и т. д. Воспитателю необходимо  следовать за ребенком, а не вести его за собой

·                    Многие конспекты, составленные воспитателями,  скучные, в них  не решаются, не выдвигаются проблемы. В некоторых конспектах вроде поставлена проблема, присутствует вопрос «Как вы думаете?», а воспитатель  в ООД решает ее без особого участия детей. Мало вопросов характера «почему», «как ты думаешь», «как можно доказать»… Например,  воспитатель использовал проблемную ситуацию, но стоит только одному из детей найти правильное решение и воспитатель сразу с ним соглашается. А для Маши и Коли, например,  не понятно, они остались при своем мнении, это потому, что воспитатель вместе с детьми не выяснил, почему именно  это решение правильное, может быть  есть и другой способ решения проблемы? Педагог должен быть уверен, что  каждый ребенок  понял правильность решения задачи, усвоил материал.

Итак: выбор  наиболее рациональных методов и приемов обучения, развития и 

воспитания,  в зависимости от образовательных задач, обеспечивает развивающий

           характер ООД (развитие познавательной активности ребенка, его самостоятельности мышления, включения в поисковую ситуацию и др.).

·                    Необходимо в конспектах ООД продумать,  обозначить  предварительную работу по  определенной теме, то есть,   обозначить  степень связи изучаемого материала с предыдущим и последующим, соотношение нового и пройденного материала. Без предыдущей работы невозможно добиться высоких результатов в качестве образовательной работы.

·                    Встречается еще одна очень распространенная ошибка. В программном содержании непосредственно образовательной деятельности продумана работа по  обогащению словарного запаса детей или активизация словаря, а в ходе ООД данная работа совершенно отсутствует. Между тем, мы четко должны помнить, что развитие речи детей идет  в  каждом виде деятельности, как в  организованном, так и в свободное от занятий время. К сожалению, во многих конспектах на  словарную работу уделяется крайне мало внимания.

·                    В большинстве конспектов не обозначен индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей. Мы  за последнее время  говорим о том, что работа в дошкольном учреждении строится на личностно-ориентированном подходе к детям. В индивидуально-дифференцированном подходе  как раз  есть большая возможность реализовать личностно-ориентированный подход  в  воспитании и обучении детей. Очень важно воспитателю учитывать  психологические и физические особенности  каждого ребенка, помочь детям, которые менее способны или способны, но медлительны. И очень важно учитывать  детей, которые быстро и правильно справляются с заданием, одаренных детей. Их необходимо загружать дополнительной работой, давать  возможность развиваться и исключить возможность  потери интереса к занятию. Индивидуальная работа с детьми  проводится до занятия   с целью облегчить  ребенку его старания, вселить в него уверенность, но и на занятии  нуждающиеся дети в помощи не должны оставаться в стороне. О  дифференцированном подходе обычно педагоги забывают.

 

Еще ряд недостатков в продумывании ООД, которые встречаются в составлении конспекта:

·         Допускаются грамматические ошибки;

·         Не конкретно продумываются вопросы;

·         Не четко и последовательно  даются детям задания;

·         Мало используется музыкальное оформление занятия и   познавательные фильмы или фрагменты познавательных фильмов, то есть средств ТСО, ИКТ

·         Допускается неверная подача информации. При продумывании  ООД педагог прежде всего сам должен знать, что целесообразно показать и  рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. Педагог  должен и обязан  доводить до детей достоверную информацию.

 

При составлении и оформлении конспекта  ООД педагог должен знать, что от качества разработки конспекта будет зависеть качество  образовательной работы с детьми. Конспект надо продумать так, чтобы, взяв его в руки,  самый неопытный педагог сразу имел бы  представление,  какого вида это занятие, в какой форме оно построено, какие методы и приемы будут использованы, где проводится ОД, какой материал будет использован , какая должна быть предварительная работа и т.д.   

ПАМЯТКА

для воспитателей 

 При постановке цели и задач образовательной деятельности помните:

·         Цель всегда одна.

·         Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.

·         Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

·         Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер ОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

Примерные формулировки образовательных задач ОД по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о …»

«Создать условия для получения детьми знания о …»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

Примерные формулировки образовательных задач ОД итогового характера:

 

«Актуализировать знания детей о …»

«Расширить знания детей о  … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

·         Развивающие задачи направлены, как правило,  на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.

·         Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

·         В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

·         - если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.

- если функция недостаточно  сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …»  и т.д.

·         Воспитательные задачи направлены, как правило,  на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

 

·         Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

·         В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

-  если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …»  и т.д.

- если качество (свойство) недостаточно  сформировано, либо необходимо его закрепить,  то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …»   и т.д.

При планировании хода организованной образовательной деятельности помните:

·         ООД должна включать в себя следующие основные этапы:

- организационный момент;

- актуализацию имеющихся знаний;

- сообщение цели ООД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;

- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера ООД);

- итог ООД.

·         Включение выделенных физминуток в ход ООД необязательно, если в ходе ООД наблюдается постоянная смена видов деятельности.

В ходе ООД помните:

    Воспитательные задачи направлены, как правило,  на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

 

 

·         Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

·         В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не  бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в  нужное время, усвоится детьми намного лучше.

·         Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.

·         Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.

·         Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.

·         Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»

При подведении итога ООД помните:

·         Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.«Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?»  и т.д.

    Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

·         Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»  и т.д.

·         Не хвалите каждый раз всех  детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности»  и т.д.

Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда у Вас все обязательно получится!!!